Темы дискуссионных площадок

МЭФ «Северный Кавказ: точки роста экспорта России»

 

  1. Здоровье на экспорт.

 

Экспорт медицинских услуг и технологий

Обсуждаемые проекты и программы: нацпроект «Здравоохранение», федеральный проект «Развитие экспорта медицинских услуг», Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (от 26 декабря 2017 г. № 1640 (подпрограмма «Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья»)

 

Цель: Увеличение объема экспорта медицинских услуг не менее, чем в 4 раза по сравнению с 2017 годом (до 1 млрд. долларов США) на период до 2024 года

Как развить экспортный потенциал рекреационных услуг?

Как повысить заинтересованность иностранных граждан в лечении на территории России? Как повысить качество услуг?

Какие мероприятия необходимо проводить для привлечения пациентов?

Как координационный центр по вопросам экспорта медицинских услуг поможет работе операторов?

Реально ли достичь цели роста  при отсутствии специальной медицинской визы?

Чего хотят иностранцы от российских больниц и клиник?

Какие совместные проекты могут быть реализованы с соседями Северного Кавказа (в рамках Каспийского проекта и т.д.)?

 

Здоровый образ жизни — на экспорт

Развитие ЗОЖ-инфраструктуры в существующих парках, создание новых зон, интересных для посещения туристов.

Брендинг ЗОЖ-территорий.

Развитие ЗОЖ-туризма.

Внедрение инновационных технологий.

Роль социальных сетей в продвижении ЗОЖ, новых услуг и продуктов

Здоровые продукты.

 

Повышение продолжительности жизни – на экспорт?

Важнейшие стратегические цели развития России — повышение к 2024 году ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, из них здоровой — до 67 лет, и повышение качества жизни старшего поколения.

Активная работа со старшим поколением — один из приоритетов социальной поддержки населения

Задачи повышения качества жизни российского старшего поколения отражены и в нацпроекте „Демография“, и в федеральном проекте „Старшее поколение“, и поставлены очень амбициозные цели: увеличение не только продолжительности жизни, но и продолжительности здоровой жизни, снижение уровня смертности.

 

Проблемы

Несовершенство системы защиты здоровья старшего поколения.

Давление стереотипов о невозможности интеграции пожилых людей в современные экономические реалии.

«Общество на сегодняшний день не готово к сотрудничеству с взрослым поколением, потому что у нас никто из взрослого поколения не считает, что это ущемляет его права, — то, что его после 50 не берут на работу. Все считают, что это нормально, так должно быть, раз мне уже 50 лет, меня нигде не ждут», — Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

 

Решения

Развитие инфраструктуры для комфортной и благополучной жизни старшего поколения

Повышение качества медицинского обслуживания

Развитие волонтерского движения и создание рабочих мест для старшего поколения

 

Вопросы:

Какие добиться роста экспорта медицинских услуг?

Какие добиться роста экспорта ЗОЖ-услуг?

Как повышение продолжительности жизни может повлиять на развитие экспортной составляющей?

Какие меры поддержки необходимо принимать на уровне субъектов РФ?

Какие предложения для включения в Дорожную карту развитие экспорта в СКФО?

  1. Развитие экспортного промышленного потенциала.

Учимся торговать глобально.

Обсуждаемый национальный проект: «Международная кооперация и экспорт».

Паспорт нацпроекта разработан Минпромторгом России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и включает в себя пять федеральных проектов: «Промышленный экспорт», «Экспорт продукции АПК», «Логистика международной торговли», «Экспорт услуг» и «Системные меры развития международной кооперации и экспорта».
Срок реализации нацпроекта: с октября 2018 года по 2024 год (включительно).

 

В мировой практике акселерация является одним из важнейших инструментов поддержки компаний в вопросах выхода на внешние рынки. Наиболее успешные страны уже используют инструмент экспортной акселерации.

В настоящее время менее 1% от общегочисла МСП являются экспортерами. Для сравнения, в западных странах этот показатель достигает значения в 5-7% и признается недостаточным. Перед нами стоит задача по созданию исчерпывающего набора инструментов и стимулов для массового вывода российских компаний на экспорт. Экспорт — это объективный критерий конкурентоспособности компании, в т.ч. поэтому на входе в Акселерационную программу компания должна проходить всестороннюю диагностику на предмет соответствия экспортной готовности по направлениям конкурентоспособности продукта, маркетинга, человеческих ресурсов, опыта экспортной деятельности, финансовых возможностей.

В России уже существуют практики пилотных апробаций экспортных акселераций: программа «Акселератор экспортного роста» (Минэкономразвития России, Российский экспортный центр), программа Practicum Globalshift (Московская школа управления СКОЛКОВО), акселерация региональных компаний силами профессиональных трекеров (Российский экспортный центр, Нижегородская область), стартовал первый онлайн экспортный акселератор (Российский экспортный центр, ПАО Сбербанк) и др.

 

Вопросы:

Как сделать экспорт массовым и модным?

Современные технологии и экспортная акселерация?

Устраивает ли сегодняшняя государственная поддержка, взаимодействие федеральных и региональных институтов развития?

Что показывает практика существующих акселераторов, в т. ч. международных?

Какие меры поддержки необходимо принимать на уровне субъектов РФ?
Какие совместные проекты могут быть реализованы с соседями Северного Кавказа (в рамках Каспийского проекта и т.д.)?

Какие предложения для включения в Дорожную карту развитие экспорта в СКФО?

 

  1. Развитие экспорта продукции АПК.

Развитие: фермерства, органического сельского хозяйства, индустрии эко-продуктов, экопоселений.

 

Обсуждаемый федеральный проект: «Экспорт продукции АПК»

Цели проекта: Достижение объема экспорта продукции АПК (в стоимостном выражении) в размере 45 млрд. долларов США  к концу 2024 году за счет создания новой товарной массы (в том числе с высокой добавленной стоимостью), созданию экспортно-ориентированной товаропроводящей инфраструктуры, устранения торговых барьеров (тарифных и нетарифных) для обеспечения доступа продукции АПК на целевые рынки и создания системы продвижения и позиционирования продукции АПК.

 

Экспортные амбиции России на международном продовольственном рынке прямо зависят от эффективности региональной агропромышленной политики и повестки. Задачи по модернизации АПК и пересмотру его вектора развития преломляются в повестке региональных властей. Разнообразие регионов формирует экспортный потенциал особенной региональной продукции и интерес к ней зарубежных потребителей.

 

Развитие: фермерства, органического сельского хозяйства, индустрии эко-продуктов и эко-поселений.

 

Об органическом сельском хозяйстве

В России создается новая, перспективная отрасль органического сельского хозяйства, постепенно развивается биологизации земледелия.

Но, в России отсутствует база знаний, система образования, технологии и отработанные агро-приемы для различных культур и климатических зон по обоим направлениям.

Нужны новые системные подходы для  последовательно решения данных проблем, опирающиеся на действующие государственные программы, нормативы и документы.

 

О развитии индустрии эко-продуктов

Мировой рынок эко-продуктов находится на стадии динамичного развития. По разным оценкам, он ежегодно увеличивается на 16-20%. Нельзя говорить, что он переживает ускоренный рост, но развивается вчетверо быстрее, чем рынок продовольственных товаров в целом даже при цене эко-продуктов на 20-30%, а по некоторым и на 100%, выше в сравнении с обычными, массовыми продовольственными товарами. Западные страны имеют как минимум тридцатилетний опыт работы на этом рынке. Деятельность всех участников рынка чётко регламентирована, законодательство отлажено не только на национальном, но и на международном уровне.

Сегодня законодательство по производству и поставкам эко-продуктов более чем в 100 странах мира разработано по единому образцу. Это позволяет гарантировать высокое качество и соответствие продуктов экологически чистым, где бы они не производились. Производство и реализация экологически чистых продуктов способствуют как оздоровлению нации, так и окружающей среды, что указывает на определённый социальный аспект эко-бизнеса.

 

Экологическое поселение (экопоселение) — поселение, созданное для организации экологически чистого пространства для жизни группы людей, как правило исходящих из концепции устойчивого развития и организующих питание за счёт органического сельского хозяйства.

В различных экологических поселениях встречаются разные экологические (природоохранные) ограничения и самоограничения производства и оборота товаров, применения тех или иных материалов или технологий, образа жизни.

 

Вопросы:

Как эффективно сформировать региональную экспортную палитру?

Какие стратегии развития экспорта выбирают регионы?

Каково состояние развитие органического сельского хозяйства и индустрии по производству эко-продуктов в СКФО и в России? Где мы находимся и какие есть перспективы?

На какой международный опыт можно опереться для построения эффективных региональных стратегий экспорта?

Какие новые направления необходимо развивать?

Какие совместные проекты могут быть реализованы с соседями Северного Кавказа (в рамках Каспийского проекта и т.д.)?

Какие предложения для включения в Дорожную карту развитие экспорта в СКФО?

 

  1. Туризм на экспорт.

Брендинг территорий, культурное наследие, развитие новых видов туризма (спорт, эко, этно), экспорт впечатлений.

Обсуждаемые документы: «Стратегия развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года» (7 марта 2019 года утверждена Правительством РФ), Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 — 2025 годы)» – утверждена Распоряжением Правительства РФ от 5 мая 2018 г.  № 872-р.

 

Мировая индустрия гостеприимства с каждым годом претерпевает конъюнктурные изменения. Сегодня ее основу прежде всего формируют следующие виды туризма: пляжный, горнолыжный, культурно-познавательный и лечебно­оздоровительный. Традиционно сложившиеся форматы и направления отдыха смещаются от более продолжительного к менее, от пассивного к более активному. Сегодня имеющиеся в России возможности позволяют сформировать привлекательные туристские продукты в соответствии с новыми рыночными трендами. К примеру, опыт эксплуатации горнолыжных и бальнеологических курортов Северного Кавказа за период с 2015 по 2018 годы показал стремительный рост спроса на туристские услуги этих сегментов. Ежегодно растет посещаемость объектов историко-культурного наследия и заповедных зон. При этом ключевым ограничением в развитии индустрии гостеприимства все еще остается недостаточная емкость гостиничной и обеспечивающей инфраструктуры в туристских территориях в большинстве регионов Российской Федерации. Как решить проблемы по привлечению инвесторов в строительство современной туристкой инфраструктуры? Каковы стратегические приоритеты развития туризма?

 

В последние годы интерес российских и иностранных туристов к отдыху на территории Северо-Кавказского федерального округа стабильно растет. Вместе с тем потенциал туристской индустрии субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, используется не в полном объеме. Развитие сферы туризма в целом сдерживается недостаточным уровнем:

качества и количества объектов туристской инфраструктуры;

подготовки кадров для туристской индустрии;

качества оказываемых туристам услуг;

эффективности межведомственного взаимодействия и предпринимательской кооперации;

осведомленности российских и иностранных туристов о возможностях туристской индустрии субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.

Стратегия развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года (далее — Стратегия) направлена на комплексное развитие туризма в Северо-Кавказском федеральном округе, выявление приоритетных направлений развития туризма, решение задач по каждому направлению развития туризма, поэтапное развитие приоритетных и региональных туристских территорий округа.

Развитие туристской индустрии на территории Северо-Кавказского федерального округа будет способствовать решению стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2035 года.

Таким образом, мультипликативный и синергетический эффект от развития туризма приведет к улучшению социально-экономических показателей субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в том числе за счет увеличения вклада туристской индустрии в экономику округа и создания новых рабочих мест.

 

Распоряжением Правительства РФ от 5 мая 2018 г.  № 872-р   утверждена  Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 — 2025 годы)«.

Разработка Программы осуществлялась на основе следующих принципов: формирование стратегического географического каркаса, основанного на приоритетных видах туризма, в рамках которых будут реализовываться туристские укрупненные инвестиционные проекты международного и федерального уровня в зависимости от действующих центров притяжения туристов.

Приоритизация проектов в соответствии с их способностью внести наибольший вклад в достижение целей Программы и ее плановых показателей и с учетом специальных условий для приоритетных территорий, а также проектов,  предусматривающих применение одной или нескольких инновационных технологий финансирования (концессия, государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство, контракт жизненного цикла).

Выстраивание последовательности реализации проектов создания туристских кластеров, соответствующих требованиям Программы, согласно их способности внести наибольший вклад в достижение целей Программы и ее плановых показателей и с учетом специальных условий для приоритетных территорий.

Стимулирование применения новых технологий, в том числе информационно-коммуникационных технологий, для повышения качества услуг в секторе туризма; повышение уровня внедрения безбарьерной среды на объектах туристской индустрии через создание соответствующей инфраструктуры.

 

В рамках оздоровительного туризма:

  • перспективный туристский укрупненный инвестиционный проект «Черноморское побережье» (Краснодарский край, Республика Крым, г. Севастополь);
  • перспективный туристский укрупненный инвестиционный проект «Кавказ» (Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Ставропольский край, Республика Северная Осетия — Алания, Республика Ингушетия, Республика Адыгея);
  • перспективный туристский укрупненный инвестиционный проект «Каспий» (Астраханская область, Республика Дагестан, Республика Калмыкия);

Для повышения конкурентоспособности отечественного туристского продукта и наиболее полного удовлетворения потребностей туристов указанные перспективные туристские укрупненные инвестиционные проекты могут дополняться элементами других приоритетных видов туризма.

Такой подход позволит в условиях ограниченных ресурсов согласовывать и концентрировать усилия на поддержке именно тех инвестиционных проектов создания и (или) модернизации туристских кластеров, где имеется высокий потенциал развития конкретного вида приоритетного туризма в четкой увязке с действующими центрами притяжения туристов.

Снижение государственной поддержки сферы туризма в ближайшие годы в России может привести к:

  • утере конкурентоспособности отечественного туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках; росту количества граждан Российской Федерации, выезжающих за рубеж с целью туризма в ущерб внутреннему туристскому потоку;
  • снижению внутренних и въездных туристских потоков, что повлечет за собой сокращение экспорта услуг, а также налоговых и иных поступлений в бюджетную систему России;
  • снижению уровня занятости населения в сфере туризма и смежных отраслях, уменьшению доходов населения и повышению социальной напряженности.

 

Туристская отрасль может стать одной из системообразующих в регионах Северного Кавказа, способствующей развитию многих отраслей народного хозяйства, росту занятости населения и достижению показателей социально-экономического развития региона на уровне не ниже среднероссийских.

 

Это возможно осуществить путем формирования не только региональных, но и межрегиональных проектов развития туризма на Северном Кавказе по кластерному принципу при условии концентрации усилий на поддержке проектов развития туристской инфраструктуры на наиболее привлекательных и перспективных туристских территориях северокавказских регионов, способных обеспечить как внутрирегиональный, так и межрегиональный синергетический эффект.

 

В этих целях формируется перспективный туристский укрупненный инвестиционный проект «Кавказ» со специализацией по приоритетному виду туризма — оздоровительный туризм. Кроме того, предполагается более активно использовать потенциал Каспийского побережья Республики Дагестан, которая входит  в перспективный туристский укрупненный инвестиционный проект «Каспий» со специализацией инвестиционного проекта по приоритетному виду туризма — оздоровительный туризм.

В условиях высокого спроса на летний оздоровительный отдых с элементами пляжного туризма среди граждан Российской Федерации Каспийское море при эффективном использовании имеющихся ресурсов потенциально может принимать более 1 млн. туристов ежегодно. Это очень перспективный туристский укрупненный инвестиционный проект и с точки зрения развития въездного туризма, в частности из Ирана.

Ограничением развития пляжного туризма является отсутствие необходимой туристской инфраструктуры — современных отелей, развлекательных комплексов и т.д., кадров соответствующего профиля и уровня подготовки и регулярных мероприятий по продвижению Каспийского побережья Республики Дагестан как территории, привлекательной для туристов.

В современных условиях очевидно, что опережающее развитие Северо-Кавказского федерального округа требует комплексного и стратегического подхода на десятилетия вперед.

 

Вопросы:

Как повысить конкурентоспособность въездного туризма на Северном Кавказе?

Какие меры поддержки необходимо принимать на уровне субъектов РФ?
Какие новые направления туризма необходимо развивать для развития экспортного потенциала СКФО?

Как стимулировать развитие брендинга территорий?

Какие совместные проекты могут быть реализованы с соседями Северного Кавказа (в рамках Каспийского проекта и т.д.)?

Какие партнерства необходимо создать?

Как обеспечить продвижение брендов туризма на мировые рынки?

Как эффективно использовать социальные сети и цифровые технологии?

Какие предложения для включения в Дорожную карту развитие экспорта в СКФО?

 

  1. Поддержка экспортного потенциала малого бизнеса.

Программы поддержки, современные банковские инструменты, венчурное финансирование

Обсуждаемый национальный проект: «Малое и среднее предпринимательство (МСП) и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

В России официально стартовал  нацпроект «Малое и среднее предпринимательство (МСП) и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», на реализацию которого за шесть лет планируется потратить 481,5 млрд рублей. Одна из главных целей нацпроекта сформулирована в майском указе президента РФ Владимира Путина: увеличение числа граждан, занятых в малом и среднем бизнесе, в 1,3 раза — с нынешних 19 млн до 25 млн человек к 2024 году. За этот же период доля малых и средних компаний в ВВП страны должна вырасти с 22,3% до 32,5%.

Глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин уверен, что нацпроект по поддержке малого и среднего бизнеса нужно было создавать намного раньше, но «понимание роли малого бизнеса не сразу овладело властными умами».

Эксперты считают, что субъекты МСП имеют все шансы на развитие своего бизнеса за рубежом. Но для наращивания экспорта нужна доработка внутренней и внешней инфраструктуры поддержки малых компаний

По мнению представителей Минэкономразвития РФ, устойчивый рост экспортно ориентированных малых и средних предприятий обеспечивается за счет появления госинститутов поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП), а также программ господдержки по развитию экспортного потенциала среди малого и среднего бизнеса.

Российским экспортным центр предлагается специальная программы по поддержке экспорта.
Компенсационные выплаты предоставляются экспортерам в целях частичного возмещения фактических затрат по различным направлениям экспортной деятельности, понесенных в текущем финансовом году. Компенсация затрат может быть предоставлена на различные виды деятельности, такие как производителям на регистрацию объектов интеллектуальной собственности за рубежом, компенсация затрат экспортеров российской продукции на сертификацию и прочее.
Список предоставляемых компенсационных выплат обновляется ежегодно.

 

Вопросы:

Какие возможности предлагает Российский экспортный центр?

Какие меры поддержки необходимо принимать на уровне субъектов РФ?
Какие совместные проекты могут быть реализованы с соседями Северного Кавказа (в рамках Каспийского проекта и т.д.)?

Какие предложения для включения в Дорожную карту развитие экспорта в СКФО?

 

  1. Образование и наука на экспорт

Экспорт образования и научных достижений

Обсуждаемые проекты: Национальный проект «Образование», федеральный проект «Экспорт образования», Национальный проект «Наука» (утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16);

Цели:

Национальный проект «Образование»: повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном рынке образовательных услуг и таким образом нарастить несырьевой экспорт Российской Федерации.

Национальный проект «Наука»: обеспечение присутствия Российской Федерации в числе 5 ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях определяемых приоритетами научно-технологического развития; обеспечение привлекательности работы в Российской Федерации для российских и зарубежных ученых и молодых перспективных исследователей; опережающее увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки за счёт всех источников.

Доля иностранных студентов в российских вузах и колледжах составляет почти 4% (225 тыс. человек). На долю бакалавров приходится более 10% иностранцев, в то время как среди аспирантов иностранных граждан всего 5% (для сравнения,  в развитых странах этот показатель превышает 20%). Низка доля иностранных граждан обучающихся в учреждениях СПО. Таким образом, приток в Россию человеческого капитала через образование слабо затрагивает два наиболее важных для экономики сектора: квалифицированные работники со средним профессиональным образованием и молодые исследователи.

Россия, будучи сопоставимой с Австралией по количеству иностранных студентов, получает доход от экспорта образовательных услуг в 18 раз меньше, чем Австралия (1 млрд. долл. в России против 18 млрд. долл. в Австралии). Причина кроется в неоптимальной структуре иностранных студентов, отсутствии гибких финансовых инструментов и стимулов для талантливых иностранных магистрантов и аспирантов, нехватке кон-курентоспособных условий проживания и учебы, недостаточной привлекательности ряда образовательных программ на международном рынке, слабой представленности на рынке цифровых образовательных ресурсов.

Повышение привлекательности российского образования для иностранных студентов, возможность качественного онлайн-обучения позволит привлечь в систему образования до 300 млрд руб. к 2024 году, а также привлечь 100 тыс. высококвалифицированных и мотивированных специалистов, что позволит компенсировать выпадающую рабочую силу в связи со старением населения и растущим демографическим вызовом.

Среди задач, которые должны быть решены в рамках нацпроекта «Наука», — создание передовой инфраструктуры научных исследований и разработок, инновационной деятельности, включая создание и развитие сети уникальных научных установок класса «мегасайенс»; обновление не менее 50% приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки; создание научных центров мирового уровня, включая сеть международных математических центров и центров геномных исследований; создание не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики; формирование целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров.

У Северного Кавказа имеется значительный неиспользуемый задел в решении поставленных задач.

 

Вопросы:

  1. Как повысить узнаваемость и статус бренда российского образования на международном образовательном рынке?
  2. Как повысить привлекательность образовательных программ, реализуемых вузами СКФО, для иностранных граждан?
  3. Насколько значителен потенциал Северного Кавказа в развитии образовательных туристических маршрутов, летних и зимних программ обучения для иностранцев?
  4. Какое онлайн-образование востребовано иностранными гражданами?
  5. В какой сфере перспективно создание научно-образовательного центра (НОЦ) на Северном Кавказе и кто станет его участниками?
  6. Какие задачи позволит решить создание центров компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) в СКФО?
  7. Какие меры поддержки необходимы для обеспечения трансфера результатов исследований в стадию практического применения?
  8. Что сдерживает развитие внутрироссийской и международной академической мобильности ученых?
  9. Какие совместные международные проекты планируется реализовать в сфере науки и образования в СКФО?
Свяжитесь с нами

Не читается? Измените текст. captcha txt